Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕА­ЛИЗМ


СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕА­ЛИЗМ теоретический принцип и официальное художественное на­правление, господствовавшие в СССР с сер. 1930-х до нач. 1980-х гг. В советском искусстве и художест­венной критике уже во 2-й пол. 1920-х нач. 1930-х гг. сложилось представление об их историческом предназначении утверждать в об­щедоступной реалистической фор­ме социалистические идеалы, обра­зы новых людей и новых обществен­ных отношений. Эта программа  (теоретики объединения АХРР назы­вали ее «героическим реализмом») отвергала такие важные этапы наци­онального наследия, как религиозное искусство средних веков и авангард­ное искусство 20 в. Однако в русле этой программы (и подчас не без воздействия отвергнутого наследия) были созданы проникнутые истори­ческим оптимизмом и революцион­ной патетикой произведения скульп­торов Н. А. Андреева, С. Д. Меркурова, И. Д. Шадра, В. И. Мухиной, живописцев Г.  Г.  Ряжского, А. М. Герасимова, Б. В. Иогансона, А. А. Дейнеки, графиков Д. С. Моора, Кукрыниксов и др. В 1934 г. на 1-м Всесоюзном съезде советских пи­сателей по инициативе И. В. Стали­на при участии М. Горького С. р. был провозглашен основным творческим методом советского искусства, и были сформулированы его основные при­нципы, разработанные советской эс­тетикой в 1930—1950-х гг.. правди­вое изображение действительности в ее революционном развитии, сочета­ние исторической конкретности об­разов с их героикой и романтикой. Со временем сложилась жесткая и безапелляционная программа С. р., основанная на прославлении, воспе­вании революционной борьбы наро­да и его вождей, советского строя жизни, социалистического строитель­ства и трудового энтузиазма; во главу угла художественного творчества были поставлены лозунги коммунис­тической идейности, партийности и народности. Такие требования, по­ложенные в основу деятельности со­юзов художников, определяли содер­жание и форму произведений, круг сюжетно-тематических композиций, типизированных портретов, темати­ческих пейзажей-картин и т. д. Ме­тод С. р. был предписан всем видам искусства, включая архитектуру и прикладное искусство, что вело к усилению в них черт изобразительности, иллюстративности и декоративных излишеств. Директивное внедрение в искусство ужесточенных норм С. р. ставило творческую ин­теллигенцию перед трудными пробле мами, вызывало драматическую лом­ку одних художников и опалу дру­гих.

Теоретически доктрины С. р. считались наследием критического реа­лизма, с его принципами исследова­ния жизни, социальной типизации об­разов. Однако в художественной практике, педагогике и критике с сер. 1930-х гг. возобладали социальные мифы и торжественно-репрезентатив­ные приемы их изобразительной пропаганды: развернутая на зрителя иерархическая композиция с героя­ми и толпой, идеализация натуры, рационалистическая организован­ность повествования (парадные композиции А. М. Герасимова, В. П. Ефанова, Вл. А. Серова, Е. В. Вучетича). Программа С. р., привязанная к политическим и идеологическим установкам советского государства и коммунистической пар­тии, противопоставлялась как единственно верная всем другим направ лениям, даже близким по идейным и творческим позициям. Изоляция от мирового искусства усиливала догма­тизм и нетерпимость С. р., особенно в послевоенные годы, когда его при­нципы были распространены в стра­нах с коммунистическими правитель­ствами или с сильными коммунисти­ческими движениями. Тем не менее в кон. 1930-х нач. 1950-х гг. значительные произведения В. И. Мухиной, С. Т. Коненкова, А. А. Дейне­ки, Ю. И. Пименова, С. А. Чуйкова, С. В. Герасимова, А. А. Пластова, П. Д. Корина, Т. Н. Яблонской, М. С. Сарьяна, А. А. Мыльникова, Е. Е. Моисеенко, Г. М. Коржева были признаны отвечающими нормам С. р.

После 1953 г. предпринимались попытки повернуть искусство С. р. к реальным проблемам жизни, оживить его опытом мирового реалистическо­го искусства; но они столкнулись с сопротивлением сторонников жест­кого догматического курса. В резуль­тате с сер. 1960-х гг. развитие совет­ского искусства все меньше оказыва­лось связано с догмами и требовани­ями С. р., вскоре ставшими анахро­низмом. С. р. в различных его вари­антах и формах продолжал существо­вать до сер. 1980-х гг.

САБИ САБИЛЬ САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТ­ВО САККОС САКРИСТИЯ САКТА САЛАМЛИК САЛОН САЛОННОЕ ИСКУССТВО САЛЬСАБИЛЬ САМАН САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО САМОЦВЕТЫ САНГАМ САНГИНА САНДАРАК САНДРИК САНКИР САНКИРЬ САНЬХЭЮАНЬ САНЬ-ЦАЙ САРДОБА САРКАЗМ САРКОФАГ САТИРА САХН СВАСТИКА СВЕТ СВЕТЛОТА СВЕТОВОЗДУШНАЯ СРЕДА СВЕТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ СВЕТОСИЛА СВЕТОТЕНЬ СВИНЦОВЫЙ КАРАНДАШ СВИТОК СВОД СВЯЗАННАЯ КОЛОННА СВЯЗАННАЯ СИСТЕМА СВЯЗУЮЩЕЕ ВЕЩЕСТВО СГРАФФИТО СЕАНС СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ СЕВЕРНЫЕ ПИСЬМА СЕВРСКИЙ ФАРФОР СЕЗАННИЗМ СЕ-И СЕИЧЕНТО СЕККО СЕЛАДОН СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА СЕНТИМЕНТАЛИЗМ СЕНЬ СЕПИЯ СЕРВИЗ СЕРЕБРЯНЫЙ КАРАНДАШ СЕРИЯ СЕРНЫЙ ЦВЕТ СЕЦЕССИОН СЁДЗИ СЁИН СЕЛЬДЖУКСКАЯ ЦЕПЬ СИГНАТУРА СИЕНСКАЯ ШКОЛА СИККАТИВЫ СИЛУЭТ СИЛУЭТ ГОРОДА СИМ СИМА СИМВОЛ СИМВОЛИЗМ СИММЕТРИЯ СИМУЛЬТАННОСТЬ СИНАГОГА СИНДЭН СИНКРЕТИЗМ СИНОПИЯ СИНТЕЗ ИСКУССТВ СИНТЕТИЗМ СИОН СИППИ СИРИЙСКИЙ ФРОНТОН СИТТА СКАНЬ СКАРАБЕЙ СКАРПЕЛЬ СКЕНА СКИНИЯ СКИПЕТР СКИФА СКИФОС СКЛАДЕНЬ СКЛЕП СКОПИНСКАЯ КЕРАМИКА СКОПКАРЬ СКОЦИЯ СКРИПТОРИЙ СКУЛЬПТУРА СКУЛЬПТУРА МАЛЫХ ФОРМ СКУФЬЯ СЛЕЗНИК СЛЕЗНИКОВЫЙ КАМЕНЬ СЛЕПОК СЛОЖНЫЕ ПРОФИЛИ СЛУХОВЫЕ ОКНА СМАЛЬТА СМЕШАННЫЕ ТЕХНИКИ СМОЛЫ СОБОР СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА СОЛЕЯ СОСТОЯНИЕ СОУС СОФИТ СОЦ-АРТ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕА­ЛИЗМ СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА СПЕКТРАЛЬНЫЕ ЦВЕТА СПЛЮЩЕННЫЙ РЕЛЬЕФ СОЮЗ СРЕДА СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО СРЕДНИК СРЕДОКРЕСТИЕ СРУБ СРЫВНОЙ ЛАК СТАЛАКТИТЫ СТАМБХА СТАМНОС СТАНКОВАЯ ГРАФИКА СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ СТАНКОВАЯ СКУЛЬПТУРА СТАНКОВОЕ ИСКУССТВО СТАНОК СТАТУЭТКА СТАТУЯ СТАФФАЖ СТВОЛ КОЛОННЫ СТЕБЛИ СТЕКА СТЕКЛО СТЕКЛЯРУС СТЕЛА СТЕННЫЕ РОСПИСИ СТЕРЕОБАТ СТЕРЖЕНЬ КОЛОННЫ СТИЛИЗАЦИЯ СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТИЛОБАТ СТИЛЬ СТИЛЬ «ТРИУМФ» СТИРАТОР СТИХАРЬ СТОПА СТОЯ СТРАСТНОЙ ЧИН СТРЕЛЬЧАТАЯ АРКА СТРЕЛЬЧАТЫЙ СВОД СТРОГАНОВСКАЯ ШКОЛА СТРОГИЙ СТИЛЬ СТРУКТУРАЛИЗМ СТУДИЯ СТУККО СТУК СТУПА СТУПИКА СУБУРГАН СУДАРЬ СУЗАНИ СУЙБОКУ-ГА СУК СУКИЯ СУЛЬС СУМ СУМАХ СУПЕРГРАФИКА СУПЕРОБЛОЖКА СУПЕРПОЗИЦИЯ СУПРЕМАТИЗМ СУРИМОНО СУТРА СУТЭИСИ СУФА СУХАЯ ИГЛА СУХАЯ КИСТЬ СУХАРИКИ СУХОЙ ЛАК СФЕРИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИ­ВА СФИНКС СФУМАТО СЦЕНОГРАФИЯ СЫРМАК СЫХЭЮАНЬ СЭНМУРВ СЮЖЕТ СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА СЮЗАНЕ СЮРРЕАЛИЗМ СЯРИДЭН

версия для печати