Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
САЛОН


САЛОН (фр.
salon; ит. salone, от sa зал) — 1) первоначально, в 15—17 вв., большое парадное поме­щение в итальянском дворце (позд­нее также во дворцах и особняках других стран), предназначенное для приемов, собраний, концертов и т. п.;

2) литературно-художественный кру­жок, собирающийся в частном доме, во Франции с 17 в. (С. маркизы де Рамбуйе), в России в 19 — нач. 20 в. (С. княгини 3. А. Волконской в Москве в 1-й пол. 19 в.); 3) зал, по­мещение для экспонирования и про­дажи произведений искусства (см. Выставка, Галерея); 4) периодичес­кая публичная выставка произведе­ний современного искусства; перво­начально официальная выставка во Франции, где было представлено творчество живущих мастеров (скуль­птура, живопись, гравюра). Подобные выставки устраивались в Париже с 1653 г. по инициативе Королевской академии живописи и скульптуры. Вначале они не имели постоянного места, а с 1673 г. устраивались под открытым небом во дворце Пале-Руаяль, с 1699 — в Лувре (до 1736 г. в Большой галерее, в 1737—1848 — в т. н. Квадратном салоне; отсюда их название). До 1746 г. С. устраивались ежегодно, затем каждые два года. Ко­личество выставленных произведений достигало 400 в сер. 18 в., а с кон. 18 в. около 800—1000. Кар­тины размещались в несколько рядов, вплотную, до самого потолка (верх­ние на высоте ок. 6 м); подобная развеска практиковалась до послед­ней четверти 19 в. Вход на выставки С. был свободный и бесплатный. С. наиболее представительная официальная выставка во Франции вплоть до сер. 19 в. В первую оче редь, в С. были представлены произ­ведения членов академии и т. н. «на­значенных» (фр. agrees). Картины же художников, не принадлежавших к академии, часто экспонировались в помещениях, примыкавших к С.

Мастера, не занимавшие видного места в иерархии художественной жизни Франции, могли экспониро­вать свои работы на площади Дофи­на (т. н. С. молодых), в С. Академии св. Луки, в лавках на мосту Нотр-Дам и др. Организация С. в 18 в. была поручена смотрителю королевских строений; размещение картин и скульптуры обычно было в ведении члена академии (напр., Жана Бати­ста Шардена в 1761—1773 гг.). К от­крытию С. с 1673 г. академия выпус­кала в продажу каталог, содержав­ший краткое описание наиболее зна­чительных картин и данные о звани­ях и академических должностях ав торов. Объявления о С. и рецензии публиковались в газетах, журналах, специальных книгах, что было одним из источников появления художес­твенной критики (один из родона­чальников Д. Дидро, писавший о С. в 1759—1781 гг.). После 1848 г. выставки С. устраивались во дворце Гран Пале на Елисейских полях. Со времени Наполеона I и позднее отбором произведений для С. и их раз­мещением ведали специальные жюри С., официальный государственный орган, и, как правило, поддерживали рутинное академическое искусство (см. Салонное искусство), враждебно относясь к новаторству и нарушению традиций. Появление в С. работ представителей романтизма, позднее реализма складывавшегося импрес­сионизма вызывало острую борьбу ху­дожественных направлений (напр., в 1819, 1824, 1827, 1831, 1850 гг.). Во все периоды существования С. во Франции они свидетельствовали о сложности состояния современного искусства; с сер. 19 в. отказ жюри С. принять работу часто свидетельство­вал о степени ее новизны и художес­твенной значимости. С этого време­ни формой протеста против офици­альной художественной политики жюри становится устройство незави­симых художественных выставок, противопоставлявшихся С. и салон­ному искусству (выставка Гюстава Курбе «Реализм», 1855; «С. Отвер­женных», 1863; выставки импресси­онистов, с 1874). Свой официальный, государственный характер С. утрачи­вает с 1881 г., перейдя в ведение Об­щества французских художников (ежегодные «Весенние С.», фр. Salon de Mai; с 1903 также «Осенние С.», Salon d’Automne). С кон. 19 в. возни­кают авангардистские выставки но­вого типа, также носящие название С. («С. Независимых», 1884). С этого же времени название С. получили вы­ставки в других странах (в т. ч. в России «Московский С.», 1910—1921).

САБИ САБИЛЬ САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТ­ВО САККОС САКРИСТИЯ САКТА САЛАМЛИК САЛОН САЛОННОЕ ИСКУССТВО САЛЬСАБИЛЬ САМАН САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО САМОЦВЕТЫ САНГАМ САНГИНА САНДАРАК САНДРИК САНКИР САНКИРЬ САНЬХЭЮАНЬ САНЬ-ЦАЙ САРДОБА САРКАЗМ САРКОФАГ САТИРА САХН СВАСТИКА СВЕТ СВЕТЛОТА СВЕТОВОЗДУШНАЯ СРЕДА СВЕТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ СВЕТОСИЛА СВЕТОТЕНЬ СВИНЦОВЫЙ КАРАНДАШ СВИТОК СВОД СВЯЗАННАЯ КОЛОННА СВЯЗАННАЯ СИСТЕМА СВЯЗУЮЩЕЕ ВЕЩЕСТВО СГРАФФИТО СЕАНС СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ СЕВЕРНЫЕ ПИСЬМА СЕВРСКИЙ ФАРФОР СЕЗАННИЗМ СЕ-И СЕИЧЕНТО СЕККО СЕЛАДОН СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА СЕНТИМЕНТАЛИЗМ СЕНЬ СЕПИЯ СЕРВИЗ СЕРЕБРЯНЫЙ КАРАНДАШ СЕРИЯ СЕРНЫЙ ЦВЕТ СЕЦЕССИОН СЁДЗИ СЁИН СЕЛЬДЖУКСКАЯ ЦЕПЬ СИГНАТУРА СИЕНСКАЯ ШКОЛА СИККАТИВЫ СИЛУЭТ СИЛУЭТ ГОРОДА СИМ СИМА СИМВОЛ СИМВОЛИЗМ СИММЕТРИЯ СИМУЛЬТАННОСТЬ СИНАГОГА СИНДЭН СИНКРЕТИЗМ СИНОПИЯ СИНТЕЗ ИСКУССТВ СИНТЕТИЗМ СИОН СИППИ СИРИЙСКИЙ ФРОНТОН СИТТА СКАНЬ СКАРАБЕЙ СКАРПЕЛЬ СКЕНА СКИНИЯ СКИПЕТР СКИФА СКИФОС СКЛАДЕНЬ СКЛЕП СКОПИНСКАЯ КЕРАМИКА СКОПКАРЬ СКОЦИЯ СКРИПТОРИЙ СКУЛЬПТУРА СКУЛЬПТУРА МАЛЫХ ФОРМ СКУФЬЯ СЛЕЗНИК СЛЕЗНИКОВЫЙ КАМЕНЬ СЛЕПОК СЛОЖНЫЕ ПРОФИЛИ СЛУХОВЫЕ ОКНА СМАЛЬТА СМЕШАННЫЕ ТЕХНИКИ СМОЛЫ СОБОР СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА СОЛЕЯ СОСТОЯНИЕ СОУС СОФИТ СОЦ-АРТ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕА­ЛИЗМ СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА СПЕКТРАЛЬНЫЕ ЦВЕТА СПЛЮЩЕННЫЙ РЕЛЬЕФ СОЮЗ СРЕДА СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО СРЕДНИК СРЕДОКРЕСТИЕ СРУБ СРЫВНОЙ ЛАК СТАЛАКТИТЫ СТАМБХА СТАМНОС СТАНКОВАЯ ГРАФИКА СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ СТАНКОВАЯ СКУЛЬПТУРА СТАНКОВОЕ ИСКУССТВО СТАНОК СТАТУЭТКА СТАТУЯ СТАФФАЖ СТВОЛ КОЛОННЫ СТЕБЛИ СТЕКА СТЕКЛО СТЕКЛЯРУС СТЕЛА СТЕННЫЕ РОСПИСИ СТЕРЕОБАТ СТЕРЖЕНЬ КОЛОННЫ СТИЛИЗАЦИЯ СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТИЛОБАТ СТИЛЬ СТИЛЬ «ТРИУМФ» СТИРАТОР СТИХАРЬ СТОПА СТОЯ СТРАСТНОЙ ЧИН СТРЕЛЬЧАТАЯ АРКА СТРЕЛЬЧАТЫЙ СВОД СТРОГАНОВСКАЯ ШКОЛА СТРОГИЙ СТИЛЬ СТРУКТУРАЛИЗМ СТУДИЯ СТУККО СТУК СТУПА СТУПИКА СУБУРГАН СУДАРЬ СУЗАНИ СУЙБОКУ-ГА СУК СУКИЯ СУЛЬС СУМ СУМАХ СУПЕРГРАФИКА СУПЕРОБЛОЖКА СУПЕРПОЗИЦИЯ СУПРЕМАТИЗМ СУРИМОНО СУТРА СУТЭИСИ СУФА СУХАЯ ИГЛА СУХАЯ КИСТЬ СУХАРИКИ СУХОЙ ЛАК СФЕРИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИ­ВА СФИНКС СФУМАТО СЦЕНОГРАФИЯ СЫРМАК СЫХЭЮАНЬ СЭНМУРВ СЮЖЕТ СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА СЮЗАНЕ СЮРРЕАЛИЗМ СЯРИДЭН

версия для печати