Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО


САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО особый тип массовой художе­ственной культуры: свободное худо­жественное творчество автодидактов, самоучек, людей, не имеющих спе­циальной профессиональной подго­товки в искусстве, занимающихся художественной деятельностью на досуге. К сфере С. и. относятся ни­зовые слои изобразительного и деко­ративно-прикладного искусства и родственные формы духовной куль­туры, а также соответствующие им организационные формы (самодея­тельные студии, кружки самодеятель­ных художников). С. и. существует как параллельный мир по отношению к «высокому», традиционному народ­ному искусству и к «ученому», про­фессиональному искусству, отчасти примыкая к тому и другому, отчасти подражая им, в какой-то мере питая их талантами. С. и. создает для себя собственную широкую зрительскую аудиторию как среду, в которой раз­виты тяга к творчеству, способность сопоставить собственные творческие усилия с профессиональным и наро­дным искусством; С. и. повышает т. о. заинтересованность искусством в обществе. Однако в самостоятель­ную практику и теоретическую про­блему С. и. выделилось лишь в 20 в., когда появилась необходимость ос­мыслить различия между тремя ос­новными типами культуры и творче­ства профессиональным, наро­дным и самодеятельным искусством, появилась и потребность в специаль­ной организации, поддержке самоде­ятельных художников (так, напр., в СССР возникли дома народного твор­чества, студии самодеятельного ис­кусства, кружки при дворцах культу­ры и т. п.). В С. и. проявляют себя таланты-самородки, ощутившие ра­дость творчества, освоившие некото­рые художественные навыки; многие из них (особенно молодежь) стано­вятся художниками-профессионала­ми. Нередко самодеятельные студии становятся подготовительной сту­пенью для приобщения к академичес­кому профессиональному искусству, для последующего поступления в ху­дожественные учебные заведения. Вместе с тем изобразительное С. и. существует самостоятельно, незави­симо от профессионального: устраи­ваются выставки, фестивали, конкур­сы С. и.; произведения самодеятель­ных художников находят свое соб­ственное применение, напр. в укра­шении костюма, домашнего интерь­ера, имеют собственный выход на рынок и сбыт и, главное, имеют свою специфику и свой круг почитателей. С. и. свободно от академических правил, от тех норм профессионализ­ма, которые воспитываются художе­ственной школой, а также от кано­нов и традиций, передаваемых из по­коления в поколение и определяю­щих внутренний распорядок и образ­ный строй всех видов народного ис­кусства. С. и. дает простор личной инициативе, самостоятельности. Это может приводить к неожиданным ре­зультатам в творчестве, к самобытно­му и яркому проявлению дарований. В С. и. могут естественно и полно проявиться творческая непосред­ственность, непредвзятость, чистота открытого взгляда на мир, очарова­ние примитива. Вместе с тем в С. и. могут быть очевидны профессиональ­ная беспомощность, отсутствие чет­ких эстетических ориентиров и той художественной культуры, которую дает своему воспитаннику школа, а народному мастеру закрепленная коллективным творческим опытом художественная традиция. Но при этом С. и. имеет очень широкую со­циальную базу, так или иначе охва­тывая все население; С. и. нередко становится естественной лаборато­рией живых творческих поисков и открытий, которые впоследствии вос­принимаются, с одной стороны, профессиональным искусством, с другой народным искусством (что закрепляется традицией художествен­ного ремесла).

САБИ САБИЛЬ САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТ­ВО САККОС САКРИСТИЯ САКТА САЛАМЛИК САЛОН САЛОННОЕ ИСКУССТВО САЛЬСАБИЛЬ САМАН САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО САМОЦВЕТЫ САНГАМ САНГИНА САНДАРАК САНДРИК САНКИР САНКИРЬ САНЬХЭЮАНЬ САНЬ-ЦАЙ САРДОБА САРКАЗМ САРКОФАГ САТИРА САХН СВАСТИКА СВЕТ СВЕТЛОТА СВЕТОВОЗДУШНАЯ СРЕДА СВЕТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ СВЕТОСИЛА СВЕТОТЕНЬ СВИНЦОВЫЙ КАРАНДАШ СВИТОК СВОД СВЯЗАННАЯ КОЛОННА СВЯЗАННАЯ СИСТЕМА СВЯЗУЮЩЕЕ ВЕЩЕСТВО СГРАФФИТО СЕАНС СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ СЕВЕРНЫЕ ПИСЬМА СЕВРСКИЙ ФАРФОР СЕЗАННИЗМ СЕ-И СЕИЧЕНТО СЕККО СЕЛАДОН СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА СЕНТИМЕНТАЛИЗМ СЕНЬ СЕПИЯ СЕРВИЗ СЕРЕБРЯНЫЙ КАРАНДАШ СЕРИЯ СЕРНЫЙ ЦВЕТ СЕЦЕССИОН СЁДЗИ СЁИН СЕЛЬДЖУКСКАЯ ЦЕПЬ СИГНАТУРА СИЕНСКАЯ ШКОЛА СИККАТИВЫ СИЛУЭТ СИЛУЭТ ГОРОДА СИМ СИМА СИМВОЛ СИМВОЛИЗМ СИММЕТРИЯ СИМУЛЬТАННОСТЬ СИНАГОГА СИНДЭН СИНКРЕТИЗМ СИНОПИЯ СИНТЕЗ ИСКУССТВ СИНТЕТИЗМ СИОН СИППИ СИРИЙСКИЙ ФРОНТОН СИТТА СКАНЬ СКАРАБЕЙ СКАРПЕЛЬ СКЕНА СКИНИЯ СКИПЕТР СКИФА СКИФОС СКЛАДЕНЬ СКЛЕП СКОПИНСКАЯ КЕРАМИКА СКОПКАРЬ СКОЦИЯ СКРИПТОРИЙ СКУЛЬПТУРА СКУЛЬПТУРА МАЛЫХ ФОРМ СКУФЬЯ СЛЕЗНИК СЛЕЗНИКОВЫЙ КАМЕНЬ СЛЕПОК СЛОЖНЫЕ ПРОФИЛИ СЛУХОВЫЕ ОКНА СМАЛЬТА СМЕШАННЫЕ ТЕХНИКИ СМОЛЫ СОБОР СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА СОЛЕЯ СОСТОЯНИЕ СОУС СОФИТ СОЦ-АРТ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕА­ЛИЗМ СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА СПЕКТРАЛЬНЫЕ ЦВЕТА СПЛЮЩЕННЫЙ РЕЛЬЕФ СОЮЗ СРЕДА СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО СРЕДНИК СРЕДОКРЕСТИЕ СРУБ СРЫВНОЙ ЛАК СТАЛАКТИТЫ СТАМБХА СТАМНОС СТАНКОВАЯ ГРАФИКА СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ СТАНКОВАЯ СКУЛЬПТУРА СТАНКОВОЕ ИСКУССТВО СТАНОК СТАТУЭТКА СТАТУЯ СТАФФАЖ СТВОЛ КОЛОННЫ СТЕБЛИ СТЕКА СТЕКЛО СТЕКЛЯРУС СТЕЛА СТЕННЫЕ РОСПИСИ СТЕРЕОБАТ СТЕРЖЕНЬ КОЛОННЫ СТИЛИЗАЦИЯ СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТИЛОБАТ СТИЛЬ СТИЛЬ «ТРИУМФ» СТИРАТОР СТИХАРЬ СТОПА СТОЯ СТРАСТНОЙ ЧИН СТРЕЛЬЧАТАЯ АРКА СТРЕЛЬЧАТЫЙ СВОД СТРОГАНОВСКАЯ ШКОЛА СТРОГИЙ СТИЛЬ СТРУКТУРАЛИЗМ СТУДИЯ СТУККО СТУК СТУПА СТУПИКА СУБУРГАН СУДАРЬ СУЗАНИ СУЙБОКУ-ГА СУК СУКИЯ СУЛЬС СУМ СУМАХ СУПЕРГРАФИКА СУПЕРОБЛОЖКА СУПЕРПОЗИЦИЯ СУПРЕМАТИЗМ СУРИМОНО СУТРА СУТЭИСИ СУФА СУХАЯ ИГЛА СУХАЯ КИСТЬ СУХАРИКИ СУХОЙ ЛАК СФЕРИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИ­ВА СФИНКС СФУМАТО СЦЕНОГРАФИЯ СЫРМАК СЫХЭЮАНЬ СЭНМУРВ СЮЖЕТ СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА СЮЗАНЕ СЮРРЕАЛИЗМ СЯРИДЭН

версия для печати