Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ


 —
рус­ский традиционный народно-худо­жественный промысел. Жостоводеревня в Мытищенском районе Московской обл., центр росписи ме­таллических подносов. Народный промысел здесь зародился в нач. 19 в. в связи с предпринимательской деятельностью семейства Вишняко­вых, откупившихся на волю крепо­стных крестьян графа Шереметева. В вишняковских мастерских расписы­вали покрытые грунтом и лаком жестяные подносы и изделия из папье-маше. Технология была близ­ка к принятой в Федоскине (см. Рус­ские художественные лаки). Роспись подносов (кованых, штампованных, изготовленных на прессах из кровель­ного железа) выполняется масляны­ми красками. Цветочные компози­ции, декоративно-орнаментальные, но реалистические по чувству фор­мы, вобрали традиции крестьянских кистевых росписей сундуков, прялок, туесов. Наряду с традиционным чер­ным фоном используются и цветные фоны, наряду с многослойной лессировочной живописью «письмо по поталям», т. е. с подмалевком, выпол­ненным подцвеченным масляным лаком; на подсушенную поверхность наклеиваются листики потали, или же она присыпается алюминиевым либо бронзовым порошком. Цветы выглядят особенно яркими, посколь­ку живопись завершается лессировками. Борта подноса декорируются орнаментом и присыпаются по лаку бронзовым порошком. Поднос отде­лывается светлым лаком в три слоя, шлифуется и полируется, как и изде­лия из папье-маше. Фигурные подно­сы с росписью на красном фоне вос­ходят к традиции Урала (Нижнего Тагила) родины русского промыс­ла лакирования и росписи подносов, шкатулок, столиков и других пред­метов (с 18 в.). В 1912 г. близ Жостова была организована первая ар­тель росписи подносов; в 1920-х гг. на основе частных мастерских были созданы артели, объединившиеся в предприятие «Металлоподнос» в Жостове. В 1960-х гг. возникла Жостовская фабрика декоративной росписи. Основоположники росписи подносов в Жостове мастера А. И. Лёзнов, А. П. Гогин, И. С. Леонтьев. В 1970—1980-х гг. жостовская живопись завоевывает мировую известность, во многом бла­годаря таланту молодых мастеров.

ЖАКОБ ЖАЛЦАН ЖАМАТУН ЖАНР ЖБАННИКОВСКАЯ ИГРУШКА ЖЕМЧУЖНИК ЖЕРТВЕННИК ЖИВОПИСНОСТЬ ЖИВОПИСНЫЙ РЕЛЬЕФ ЖИВОПИСЦЫ РЕАЛЬНОСТИ ЖИВОПИСЬ ЖИВОПИСЬ ДЕЙСТВИЯ ЖИВОПИСЬ НА ШЕЛКЕ ЖИВОПИСЬ ПО СЫРОМУ ЖИРАНДОЛЬ ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ ЖУИ ЖУХЛОСТЬ ЖЭНЬУХУА ЖЮРИ

версия для печати